Пресс-центр маркетингового агентства ABARUS Market Research • Наши публикации • Обзор российского рынка керамической плитки (часть третья)

 

Подразделы



Новые исследования


Российский рынок автоклавного газобетона - 2017

Дата выхода: 07.11.2017

Язык: Русский

Объем, стр: 184

Форма: электронный (Word)

Цена: 38 000 руб.


Рынок рулонных настенных материалов: обоев бумажных, флизелиновых, виниловых, стеклообоев

Дата выхода: 31.10.2017

Язык: Русский

Объем, стр: 129

Форма: электронный (Word)

Цена: 38 000 руб.


Российский рынок кровельных материалов - итоги 2016

Дата выхода: 21.04.2017

Язык: Русский

Объем, стр: 233

Форма: электронный (Word)

Цена: 54 000 руб.


Российский рынок межкомнатных дверей

Дата выхода: 10.04.2017

Язык: Русский

Объем, стр: 146

Форма: электронный (Word)

Цена: 44 000


Российский рынок стекловаты - итоги 2016

Дата выхода: 31.03.2017

Язык: Русский

Объем, стр: 91

Форма: электронный (Word)

Цена: 30 000 руб.


Российский рынок минеральной (каменной) ваты - итоги 2016

Дата выхода: 27.03.2017

Язык: Русский

Объем, стр: 135

Форма: электронный (Word)

Цена: 40 000 руб.




Новости

13.06.2017

Кровельный рынок падает пятый год подряд, на 2017 год озвучиваются осторожные прогнозы, но производители разрабатывают новые продукты


В 2015 году рынок упал на 13,2%, в 2016 году чуть меньше – на 4,5%, потому что сильнее падать уже некуда. Его размер и так сильно ужался за пять лет рецессии. Совокупный объем всего кровельного рынка в 2016 году насчитывает на 45 млн м2 меньше, чем в кризисном 2009 году – таковы расчеты, осуществленные в последнем исследовании агентства ABARUS Market Research. Но есть надежда, что в 2017 году падение рынка замедлится, а во второй половине даже начнет расти.

05.06.2017

Импорт межкомнатных дверей сильно снизился в 2014-2016 гг., но сильные игроки по-прежнему присутствуют


Российский рынок межкомнатных дверей в 2016 году продолжил падение, начатое в 2014 году. Объем рынка (совокупное предложение) падает вслед за производством. Причиной тому – наступившая экономическая стагнация в сочетании с международными санкциями, предпринимаемыми ведущими странами по отношению к России из-за ситуации на Украине. Кроме того, повлиял излишне оптимистический настрой производителей, проявленный в предыдущие два года. На рынке наблюдается перепроизводство. В кризис снижается как производство дверей, так и импорт, но некоторые зарубежные производители по-прежнему имеют сильные позиции на российском рынке.

05.06.2017

Московские стройки ждут уплотнения. Чтобы не прогореть, строителям придется экономить

Операторам московского рынка жилой недвижимости придется снизить расходы на четверть, чтобы сделать свои проекты рентабельными, считают в Swiss Appraisal. Участники рынка в целом согласны с необходимостью экономии. Сделать это по уже запущенным проектам без потери качества сложно. Поэтому девелоперы говорят о господдержке, снижении стоимости земли, централизации закупок, а также "повышении продаж квартир с гектара" — то есть, по сути, увеличении нагрузки на территорию.


   

Автор: Вера Никольская

Дата публикации: 14.04.2008

Источник: Стройка

 

Обзор российского рынка керамической плитки (часть третья)
(Окончание. Начало в № 9, 11, 2008 г.)

 

Рынок керамического гранита


Целью данного цикла из трех обзоров является стремление показать, насколько широк ассортимент и применение керамической плитки. Это настенная и напольная керамическая плитка, керамогранит, клинкера, тротуарная плитка, вентилируемые фасады, ступени, плитки для бассейнов, мозаика и декоративные элементы.
В предыдущих обзорах мы уже начали рассказ о керамограните, в частности, затронули тему подсчета объема производства керамогранита российскими заводами. Издание «Коммерсант» в феврале текущего года дает оценку керамогранитному сегменту рынка – 30,5 млн. м2, ссылаясь на экспертные данные. Эксперты же опираются на данные самих заводов. Однако отечественные компании, как правило, предоставляют данные не о реальном объеме выпуска керамогранитной плитки, а о производственных мощностях. Поэтому размер этого сегмента получается завышенным по сравнению с реальным, а именно: 30,5 млн. м2 керамогранита от 150 млн. м2 керамической плитки в целом – это более 20 %, что маловероятно, т.к. керамический гранит на российском рынке еще не достиг такой степени распространенности.


Агентством ABARUS Market Research неоднократно предпринимались попытки собственного расчета рынка керамогранита. В некоторых специализированных изданиях, в частности, в журнале Flooring Professional Magazine, можно встретить следующие оценки нашей компании – 24-25 млн. м2 керамогранита в 2007 г. против других экспертных оценок в 36-37 млн. м2 (встречаются и такие). Позднее делались пересчеты, и теперь специалисты нашей компании полагают, что рыночный объем сегмента даже меньше, чем предполагалось ранее.

Более вероятно, что в 2006 году российский рынок керамогранита составлял 8–10 млн. м2, а в 2007 г. – около 14–16 млн. Наблюдается тенденция смещения потребительских предпочтений в сторону керамогранита. Если в 2003 году доля керамогранита составляла 16-17 % в сегменте напольной плитки, то в 2006 году – 20-21 %. В 2007 г. он составляет уже 22–25 % от объема напольной керамической плитки и 8–10 % от керамической плитки в целом. Такое процентное соотношение выглядит более приближенным к действительности. Из рис. 1 видно, что темпы прироста объема рынка керамогранита существенно выше аналогичного показателя по керамической плитке. По оценкам специалистов, в стоимостном выражении рост рынка плитки эконом-класса составляет около 20 % в год, дорогой плитки – около 30 %. В количественном выражении рынок прирастает на 15–20 % в год.


 

Таблица 1
Объемные показатели отдельных сегментов рынка керамических покрытий в 2007 г., млн. м2

Сегмент рынка / товарная группа  Производство  Импорт Экспорт

Объём рынка

Напольная керамическая плитка (минус керамогранит)

53-54

16-17

6-7

64-65

Керамогранит

14-16

5-7

5-7

14-16

Керамическая плитка в целом

138,8

44,7

15,1

168,4

Источник. ABARUS Market Research

 

Как видно из табл. 1, основной объем керамической плитки – около 75 % – производится внутри страны. По мнению некоторых экспертов, со временем доля керамической плитки импортного производства на российском рынке уменьшается. Однако расчеты ABARUS Market Research не подтверждают этого мнения. Если в 2003–2005 гг. доля импорта держалась на уровне 24 %, то в 2006 году она составила 25,5 %, а в 2007 г. – 26,5 %.
Ведущие позиции занимают 2 российских предприятия по производству керамического гранита: Estima Ceramica (торговая марка Estima) и «Велор» (марка Kerama Marazzi). У этих двух предприятий много схожего – заводы по производству керамогранита обоих располагаются в Московской области, и тот и другой производят продукцию по итальянской технологии, а также мощности обоих заводов – около 8 млн. м2 керамического гранита в год. С определением лидирующих позиций возникают затруднения. «Велор» – первое предприятие России по выпуску напольной керамической плитки (около 6 млн. м2 в 2007 г.) и второе – по общему выпуску керамической плитки (около 14,5 млн. м2 в 2007 г.) после ОАО «Стройфарфор». Estima Ceramica – предприятие, сосредоточившее все свои усилия на производстве керамического гранита. Статистических сведений о себе компания не предоставляет, но, судя по картине представленности марок керамогранита среди столичных оптовых поставщиков, торговая марка Estima опережает Kerama Marazzi (см. рис. 2).

 

По данным, опубликованным в СМИ, в настоящее время предприятия ГК «Керамир» (входит в Группу «СОК») располагают мощностями по выпуску 6 млн. м2 керамического гранита (марка Kerabud) и 4 млн. м2 плитки в год; «Самарское объединение керамики» – около 2 млн. м2 керамогранита. Шахтинский «Стройфарфор» помимо плитки также может выпускать порядка 5 млн. м2 керамогранита в год, а екатеринбургская компания «Пиастрелла» – 3 млн. м2 керамогранита в год. В Самарской области с «Самарским объединением керамики» конкурирует «Самарский стройфарфор», входящий в ассоциацию «Версиво», с мощностью порядка 4 млн. м2 керамогранита.
Группа «СОК», упомянутая выше, намеревается занять столь же активные позиции на рынке строительных материалов, как и на рынке автокомпонентов. В феврале текущего года Группа опубликовала заявление о создании керамического холдинга, который, увеличив производственные мощности в 3 раза, через несколько лет должен занять около 20 % российского рынка в сегменте керамических материалов и мебели для ванных комнат. В новый холдинг «Керамир» войдет ООО «Самарское объединение керамики», а также ЗАО «Керамин Санкт-Петербург», СООО «АВН» (производство мебели для ванных комнат), ЗАО «Фрилайт», ЗАО «Декор-М», производящие декоративные элементы для интерьера.

 


Фасадная керамическая плитка и клинкер


Отдельно в ряду керамической плитки стоит фасадная (клинкерная) плитка. По своим свойствам она отличается как от обычной керамической плитки, так и от керамического гранита. С последним клинкерная плитка схожа по показателям прочности, но значительно легче по весу. Имеет толщину 14 мм. Клинкерную плитку иногда называют просто клинкером, хотя настоящий клинкер – это облицовочный кирпич, очень прочный, не впитывающий влагу огнеупорный кирпич из обожженной по особому способу глины. Клинкер относится к группе каменно-керамических материалов, изготовляется из высокопластичных глин. Поскольку фасадная плитка выполняет те же функции, что и облицовочный кирпич – наружная отделка зданий, а также часто изготавливается в форме кирпичей (для имитации кирпичной кладки), то такое смешение названий допустимо.
Другое название – клинкер строительный, клинкерные изделия. В целом клинкерные изделия – это обожженные до полного спекания изделия из глины, обычно имеющие форму кирпича. Название «клинкер» происходит от голландского «klink», что означает «чистый звон», поскольку именно такой звук должен издаваться при постукивании настоящих клинкерных плит друг о друга, что позволяет отличить подлинную керамическую плитку от плиток из других материалов. Клинкером также называют полуфабрикат при производстве цемента, представляющий собой спечённую смесь известняка и глины (или шлака).
Клинкер относят к элитному, высококачественному отделочному материалу. Это признание он получил за высокие показатели прочности и долговечности. Клинкерная плитка имеет низкую пористость, высокую механическую прочность и стойкость к истиранию и химическим агентам, что делает ее особо пригодной для устройства внутренних и наружных полов, лестниц, для облицовки наружных стен зданий (цоколей и фасадов), а также для облицовки плавательных бассейнов. Клинкерная плитка – огнестойкий материал, поэтому часто используется при отделке каминов, печей. Также применяется для мощения дорог, облицовки гидротехнических сооружений, футеровки резервуаров в химических производствах.
Клинкер изготавливается из неоднородных видов глины с добавлением окисей-красителей, флюсов и шамота. Клинкерная плитка бывает прессованной или экструдированной. Прессованная плитка изготавливается из порошкообразной смеси (глина, песок и другие природные материалы), формующейся под прессом. Экструдированная плитка – из тестообразной массы, формование которой происходит при прохождении через экструдер – агрегат, работающий по принципу мясорубки. Затем изделие подвергается или не подвергается глазурованию (возможно применение способа однократного обжига). Клинкер – абсолютно натуральный, экологически чистый отделочный материал.
Фасадная плитка в наше время является одним из немаловажных моментов в дизайне строения. Широкий ассортимент фасадной плитки, представленный на современном рынке, позволяет создать уникальный по своему дизайну и оформлению архитектурный проект. Фасадную плитку применяют там, где дорого или сложно использовать обычный клинкер и облицовочный кирпич. Фасадная плитка не принимает участие в процессе возведения стены, а только наклеивается на уже готовые стены здания с внешней стороны. Таким образом, иметь керамический фасад может здание, сооруженное из любых стеновых материалов, включая бетон. Правильно уложенная плитка и идеально заполненные швы создадут такой вид, что невозможно будет отличить от настоящей кирпичной стены.

 

Таблица 2
Требования к свойствам материалов для внешней облицовки стен

Наименование показателей

ГОСТ 13996-93

для стеновых

для цокольных

Водопоглощение, %  
не менее 
не более 

2

9

2

5

Морозостойкость, циклов, не менее

40

50

Термостойкость, °С, не менее

125

125

Твердость глазури по МООСу, не менее

Не регламентируется 

Предел прочности при изгибе,
МПа (кгс/см2), не менее 

16 (160)

18 (180)

Химическая стойкость глазури

Не регламентируется 

Источник. С сайта компании «Еврокерамика», www.ellink.ru

 

Фасадная плитка – это эффективное решение для реконструкции старых зданий как для малоэтажных частных домов, так и для домов выше 20 метров. Одно из выдающихся свойств обожженной фасадной плитки – ее способность сохранять свой цвет на протяжении десятков лет, чем не может похвастаться, к примеру, оштукатуренный фасад.
Одним из ведущих поставщиков клинкера на российский рынок является германский концерн ABC-Klinkergruppe. Также на рынке широко представлены такие производители, как A.K.A., Roeben, Stroeher, CRH Klinker и др.
В первом обзоре мы уже говорили о том, что объем производства фасадной плитки в России уменьшается. На рис. 3 видно, что спад в производстве произошел после 2002 года.