Новости • Стройиндустрия • Керамическая плитка ручной работы – новая ниша на российском рынке

 

Подразделы



Новые исследования


Российский рынок автоклавного газобетона - 2017

Дата выхода: 07.11.2017

Язык: Русский

Объем, стр: 184

Форма: электронный (Word)

Цена: 38 000 руб.


Рынок рулонных настенных материалов: обоев бумажных, флизелиновых, виниловых, стеклообоев

Дата выхода: 31.10.2017

Язык: Русский

Объем, стр: 129

Форма: электронный (Word)

Цена: 38 000 руб.


Российский рынок кровельных материалов - итоги 2016

Дата выхода: 21.04.2017

Язык: Русский

Объем, стр: 233

Форма: электронный (Word)

Цена: 54 000 руб.


Российский рынок межкомнатных дверей

Дата выхода: 10.04.2017

Язык: Русский

Объем, стр: 146

Форма: электронный (Word)

Цена: 44 000


Российский рынок стекловаты - итоги 2016

Дата выхода: 31.03.2017

Язык: Русский

Объем, стр: 91

Форма: электронный (Word)

Цена: 30 000 руб.


Российский рынок минеральной (каменной) ваты - итоги 2016

Дата выхода: 27.03.2017

Язык: Русский

Объем, стр: 135

Форма: электронный (Word)

Цена: 40 000 руб.




   

12.03.2015

Plakart ceramics – семейный бизнес Ирины и Олега Плакасовых и их сына Тараса – вырос из семейного хобби. Прежде чем изготовить первые образцы собственной плитки, они собрали коллекцию изразцов в стиле ар нуво и постоянно пополняли ее заказами из разных стран.

В 2004 г. Плакасовы начали строить загородный дом. Ожидая из Англии плитку для фартука кухни, они решили, что было бы неплохо дополнить ее своими образцами. «Мы начали активно изучать технологии американских, английских, бельгийских и австралийских коллег, – рассказывает Тарас Плакасов. – Выписывали специализированную литературу, покупали энциклопедии, сидели на форумах, изучали опыт российских производителей».

За четыре месяца, пока шел заказ, Плакасовы в подвальном помещении своего дома оборудовали мастерскую. В ней они впервые попробовали сделать подобие английской плитки, стараясь соответствовать всем ее параметрам. Потом, путешествуя по Европе, Плакасовы обратили внимание на то, что в Италии, Испании, Франции и Бельгии номерные знаки домов также сделаны из керамики. Решили, что так же, как и плитку, попробуют их делать сами.
Рыбки с вариациями

Первоначальные инвестиции в Plakart ceramics составили около 8 млн руб. Не считая открытия самой первой мастерской, в эту сумму вошла покупка шести соток земли в пригороде Домодедова для строительства нового мини-производства, а также расходы на оборудование и материалы. Деньги были взяты из дохода от другого бизнеса родителей, которые помимо плитки занимаются продажей товаров для туризма, и заработка Тараса, который, окончив пять лет назад МГУ, некоторое время работал на госслужбе, а потом ушел в телекоммуникационный бизнес. Заботясь о преемственности начатого дела, супруги Плакасовы решили поделить доли в Plakart ceramics, оставив себе на двоих 50% бизнеса, а 50% передали сыну.

Плакасов-младший признается, что начинать бизнес по производству керамической плитки ручной работы было сложно: «Нас никто не знал. У нас не было имени, коммерческого опыта, а у покупателей – уверенности в том, что наша плитка качественная. Мы создали сайт, разместили информацию о себе в соцсетях. Постепенно люди начали интересоваться нами, задавать вопросы, как мы делаем плитку, из чего, какие технологии используем, сколько это стоит. Некоторые делали заказ. Потом рассказывали о нас другим, рекомендовали. Так, благодаря сарафанному радио и рекламе в интернете мы стали узнаваемы на рынке».
Что приведет к провалу

По мнению Тараса Плакасова, выходя на рынок керамики ручной работы, важно сразу заручиться поддержкой надежных партнеров – поставщиков качественного материала и оборудования. В противном случае можно столкнуться с проблемой неисполнения сроков, а это на рынке, где только формируется покупательский спрос, означает полный провал.

«Керамика у нас в стране существует на ремесленном уровне, – соглашается Евгения Зеленская, совладелица «Дымов керамики». – Дизайн и это древнейшее ремесло живут разными жизнями, хотя потребитель все больше начинает ценить ручной труд (обратный процесс от всего машинного, китайского и ИКЕА). Появляется вкус, формируется спрос».

На сегодняшний момент рынок плитки ручной работы, по оценке Plakart ceramics, составляет всего 1% от продаж всей плитки в России. В Америке его доля в десятки раз больше – 20–30%. «Там рынок настолько развит, что его участники четко сегментируются: кто-то, например, рисует на плитке только рыбок, – рассказывает Плакасов. – К сожалению, в России в отсутствие конкуренции появляется много халтуры. Часть компаний вводят клиента в заблуждение, делая росписи на уже готовых керамических плитках, т. е. к ручной работе они подключают только художников».

«Производство керамики – сложный и довольно непредсказуемый технологический процесс, но сейчас стоит вопрос импортозамещения итальянских и испанских производителей майолики, поэтому рынок имеет ресурс развития», – рассуждает Юлия Комиссарова, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «Веста-керамика».
Конкурируют в цене

Большинство российских компаний считают своим главным конкурентным преимуществом цену и сроки исполнения заказа.

«Работать с российскими производителями во всех отношениях удобнее, чем с иностранными, – убеждена архитектор Дина Салахова, которая заказывала в Plakart ceramics плитку для одного из своих клиентов. – Во-первых, это и более низкая цена, а во-вторых – время. На исполнение заказа у нас ушло не больше двух недель, и это с учетом того, что мы тестировали сразу несколько цветов».

В «Дымов керамике» цены ниже импортной плитки. В полтора раза ниже, чем у конкурентов, они и в компании «Веста-керамика». «Поднимать цены мы не собираемся, так как хотим отъесть еще больший кусок рынка, чем имеем сейчас», – заявляет Комиссарова. По ее словам, все предпосылки для этого имеются: за последние несколько месяцев «Веста-керамика» отправила облицовки для каминов в Барнаул, Пензу, Волгоград, Санкт-Петербург, Томск, на Сахалин, а также в Молдавию и Армению.

«У нас цены формируются с учетом сложности заказа, стоимости материалов, технологий, а также ручного труда, который используется на всех этапах – начиная от процесса формовки плитки до ее росписи», – говорит Плакасов. Цена 1 кв. м при заказе от 5 до 8 кв. м в его компании составляет 12 000–14 000 руб. Если заказ меньше (3–4 кв. м), цена выше – 15 000–16 000 руб. «За счет количества нивелируется стоимость рабочей гипсовой формы, которая рассыпается после изготовления нескольких плиток, – т. е. делать ее каждый раз для небольших заказов невыгодно», – поясняет предприниматель.
Непредсказуемые партнеры

«Раньше мы работали с американскими производителями глазури, у которых, пожалуй, самая богатая палитра, но после принятия антироссийских санкций те разорвали с нами контракт, – говорит Плакасов. –Теперь мы заказываем глазурь у немцев. Выбирать в партнеры отечественных производителей крайне рискованно».

Его конкурент – компания «Веста-керамика» в своем производстве, напротив, использует в основном отечественные материалы – тосненскую глину и дулевские глазури. Но себестоимости товара это не снижает, признается Комиссарова. По ее словам, в ноябре глина подорожала на 50%, что же касается дулевской глазури, то она весьма непредсказуема: зеленая глазурь, например, после обжига может выйти синей, что приводит к отбраковке всей партии. А предъявить претензию поставщику нельзя, поскольку они фактически монополисты, разводит руками Комиссарова.
Бизнес для энтузиастов

«Керамика ручной работы – это бизнес, который позволяет заработать на жизнь, но рассчитывать на слишком высокие доходы не приходится – яхту на них не купишь», – смеется Комиссарова. Оборот Plakart ceramics в 2014 г. составил около 3 млн руб.

«Генерировать в этом секторе можно от 2 млн до 4 млн руб. в год, что же касается маржи, то она зависит от того, насколько эксклюзивен заказ, – говорит Плакасов. – На тех образцах, формы которых у нас уже есть, мы зарабатываем больше всего. Чем заказ более индивидуален, тем чаще маржа почти равна нулю, так как, делая наценку больше, мы выходим за рамки рыночных цен». Начинающим предпринимателям, которые хотели бы попробовать свои силы в этом сегменте, он советует сразу придумать концепцию, какую-то свою фишку, которая будет отличать их от остальных. По мнению Плакасова, «плитка должна быть брутальной, в этом и заключается прелесть ручной работы».

«Сейчас каждый из игроков занимает определенную нишу, развивает свое направление, и доля производства плитки в них не является 100%-ной», – поясняет он. Так, «Дымов керамика» большое внимание уделяет производству керамической посуды ручной работы и делает это из любви к керамике вообще, поясняет Зеленская. Другая компания – «Паллада» помимо плитки занимается реставрацией фасадной и интерьерной керамики. Обе при этом раскручены в сегменте изразцов для печей и каминов.

«Керамика – это трудный и тернистый путь, и даже самая дорогая реклама не всегда приносит эффект, – добавляет Плакасов. – Чтобы стать известным на рынке, нужно быть готовым к тому, что первые четыре года придется работать только на собственный интерес и опыт».

Автор: Оксана Гончарова


Источник: Ведомости